При проектировании жилых, административных и прочих зданий и сооружений обязательно разрабатывается тот порядок, в котором в них будут размещаться различные помещения. Он учитывает последовательность, при которой в строении будут протекать различные повседневные процессы, связанные с передвижением людей. Между помещениями зданий и сооружений должна быть предусмотрена определенная связь, причем организовать ее необходимо таким образом, чтобы все находящиеся в нем лица могли легко и просто ориентироваться, а путям сообщения надлежит быть по возможности самыми короткими.

В современной практике проектирования и строительства зданий и сооружений существует несколько общих принципиальных схем, в соответствии с которыми реализовываются их архитектурно-планировочные решения. К таковым относятся следующие схемы планировки:

  • Коридорная;
  • Анфиладная;
  • Центрическая;
  • Зальная;
  • Секционная;
  • Смешанная.
Коридорная планировочная схема

Главной характерной особенностью коридорной планировочной схемы является то, что при ее реализации все помещения располагаются с двух, с одной, или частично с одной, а частично с двух сторон общего коридора, который связан с одной или несколькими лестничными клетками. Если помещения располагаются с двух сторон коридора, то для обеспечения его естественного освещения в торцевых стенах обустраиваются окна. Что касается длины общих коридоров, то в зданиях, спроектированных в соответствии с коридорной схемой, она составляет 20 метров при освещении с одного торца и 40 метров при освещении с двух торцов.

Коридорная композиционная схема

В тех случаях, когда в общих коридорах помимо естественного освещения с торцов обеспечивается дополнительное освещение с помощью, так называемых световых разрывов (то есть уширения коридоров), то расстояние между этими световыми разрывами не должно быть более двадцати метров. Что касается расстояния между окном и световыми разрывами в торце коридора, то оно не должно превышать тридцати метров.

Анфиладная схема планировки

Главной характеристикой анфиладной схемы планировки является то, что в ней коридоры отсутствуют вообще. В зданиях с такой планировкой все помещения находятся друг за другом, в последовательном порядке, причем они связаны между собой расположенными по одной оси дверными проемами . Чаще всего анфиладная схема планировки применяется во дворцах, музеях, торговых центрах, а также в некоторых других зданиях.


Анфиладная схема

Центрическая композиционная схема

Основной отличительной чертой центрической композиционной схемы является то, что ее «ядром» выступает главное помещение, имеющее достаточно большие размеры. Вокруг него группируют помещения вспомогательные, имеющие значительно меньшую площадь. Центрическая композиционная схема находит применение при проектировании и строительстве кинотеатров, театров, концертных залов.


Центрическая схема

Зальная планировка

Для достаточно широко распространенной зальной схемы планировки характерно то, что все функциональные процессы в зданиях, построенных в соответствии с ней, протекают в едином помещении. Оно имеет очень большую площадь. На основе зальной планировочной схемы проектируются и сооружаются выставочные залы, крытые рынки и другие подобные объекты.


Зальная композиционная схема

Секционная схема планировки

В основе секционной схемы лежит то, что все расположенные в зданиях, построенных на ее основе, помещения, сгруппированы в одинаковые по своей планировке группы, именуемые секциями. Наиболее широкое применение секционная схема нашла при проектировании жилых объектов.


Секционная схема

Смешанные композиционные схемы

В практике проектирования зданий приходится использовать более сложные схемы, которые представляют собой различные комбинации тех, что перечислены и кратко описаны выше. Чаще всего их применение обусловлено особыми требованиями индивидуального или технологического характера. Именно такие композиционные схемы принято именовать смешанными.

Для того чтобы правильно организовать внутреннее пространство того или иного здания важно подобрать наиболее подходящую композиционную схему. От проектировщика при этом требуется выявить, какова из них будет наиболее оптимальной для того, чтобы использовать все внутренние объемы сооружения в соответствии с их функциональным назначением.

До того, как стать архитектурным термином, слово enfiler бытовало у ювелиров. Означало оно «нанизывать предметы на нитку», то есть делать бусы. Соответственно, enfilade - «то, что нанизано». Со временем это слово из обихода ювелиров исчезло совсем, и сейчас у него во французском языке осталось два значения – «ряд пространственных элементов» и «продольный огонь». Но у обоих выражений есть нечто общее – предполагается, что есть некая прямая, которая играет роль воображаемой нити.

Любой ли ряд является анфиладой?

Представьте себе, что вы идете по большому дворцу. Вы проходите через много залов, в каждом из которых два входа, расположенных строго напротив. Потом вы попадаете в зал, у которого тоже два входа, но один из них находится где-то в углу. Эта дверь ведет в соседнее помещение. Вы заходите туда и видите, что там тоже есть второй вход, который находится не напротив первого, а в стороне. Какая группа помещений будет анфиладой? Первая, то есть тот ряд комнат, у которых двери находятся строго напротив друг друга. Комната, где вторая дверь в углу, частью анфилады уже не является. Она хоть и , но второму признаку анфилады не соответствует. Анфилада должна открывать сквозную перспективу.

Анфилады бывают и на улице

Анфилада может быть не только длинным рядом роскошных комнат. Этим термином вообще обозначают смежных архитектурных пространств, сквозь которые открывается некая перспектива. Это могут быть, например, дворы. Множество примеров подобной организации пространства можно найти, например, в Санкт-Петербурге. Длинный ряд проходных дворов, арки которых находятся строго одна напротив другой – это тоже анфилада.

Самые роскошные анфилады

Внутренние анфилады стали особенно популярны в эпоху барокко. Роскошь была в большом почете. Анфилада давала возможность владельцу дворца показать свое богатство в полной мере. Особенной пышностью, конечно, отличались королевские и царские дворцы. Современников поражали роскошные анфилады Версальского дворца и Сан-Сусе. Популярен этот архитектурный прием был и в России. Зимний дворец, Екатерининский, Большой дворец в Петергофе – везде вы найдете анфилады великолепных помещений. Подобная организация пространства была в ходу и у зажиточных горожан. Правда, анфилады там были небольшие, а сами помещения – более скромные, нежели во дворцах знати. Что касается организации уличного пространства подобным образом, то она получила широкое распространение в эпоху классицизма.

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

"...В связи с этим у меня есть гипотеза, что для современных людей персональное пространство – скорее артефакт, фикция, как когда-то "теплород", а разговоры о персональном пространстве - только феномен современной культуры и поглаживание тревожного читателя.
Думаю, что величина персонального пространства - это вежливое, политкорректное именование величины нашего с вами невротизма. Размер личного пространства – прямой показатель тревожности, а объем личного пространства - красивое название объема личных страхов человека."
()

Так называемое "личное пространство" - популярный психологический термин. Все знают, что он означает:

(На самом деле, для характеристики личности важна не только и не столько дистанция, т.е. объём личного пространства, сколько его границы. Состояние этих границ: плотность, устойчивость, проницаемость. Умение (способность и навык) управлять границами: раздвигать, сужать, трансформировать - по мере необходимости, сознательно и автоматически.)

Одни люди с трудом переносят чужие прикосновения, запахи и звуки.
А другим людям без чужих звуков, запахов и прикосновений тоскливо и скучно.
Одни охотно отдаются в чужие руки (буквально и фигурально), позволяют о себе заботиться, холить и лелеять - другие этого терпеть не могут. Одни к себе допускают, другие - категорически нет.
И те, и другие полагают, что именно их восприятие личного пространства
(восприятие = ощущение + понимание)
- и есть норма.
Что в этой "норме" - врождённое, а что приобретённое, что сформировано культурой, а что средой?

Эволюция представлений о "священном праве на личное пространство" проясняется
при изучении

Квартирных планировок жилья, построенного ещё до изобретения разнообразных "теорий приватности".

Ниже - отрывки из книги "Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта." (Примечания курсивом, болд мой.)

Дома галерейного типа

Сначала доходные дома попробовали строить с галереями, располагавшимися по периметру двора (тип дома, заимствованный из Европы). С открытых галерей имелся вход в квартиру, а иногда и в каждую комнату.

Григорович в «Петербургских шарманщиках» описывает галерейную планировку: «Маленький двухэтажный деревянный дом, выкрашенный всегдашнею зелено-грязною краскою и возвышающийся в углу темного двора, служит им убежищем. Наружность такого рода строений облеплена обыкновенно галереей, на которую с трудом взбираешься по шаткой лестнице».

Из-за холодного климата галереи в Петербурге не прижились, несмотря на то что их даже пытались застеклять.

Преимущество галереи как своеобразного общего коридора не ценилось петербуржцами, привыкшими к анфиладам
и не испытывавшими в проходных комнатах ни малейшего неудобства .

Анфиладная планировка

Комнаты располагаются последовательно, одна за одной. Дверные проемы - на одной оси. По пути в дальнюю комнату проходишь через все остальные.

Удобно для проветривания.

В каждой квартире было по две параллельных анфилады комнат. Вдоль уличного фасада шла парадная анфилада, во двор выходили окна анфилад жилых комнат. Комнаты двух анфилад сообщались и между собой.

Анфилада парадных комнат заканчивается зеркалом. Картина Ф.П. Толстого «Семейный портрет художника», 1830 г.

После изучения планов различных типов квартир петербуржцев выяснилось, что во второй половине XIX века происходят принципиальные изменения в планировке квартир - переход от анфиладности к закрытости комнат.

Ранее на протяжении столетий не возникало необходимости делить внутреннее помещение на разгороженные комнаты: человек не испытывал потребности в обособлении и уединении.

Затем внутреннее помещение дома стали делить на комнаты, однако открытые и не изолированные.
Покои старинных дворцов и квартир, как правило, проходные, соединяющиеся в анфилады, и ни в одной из комнат нет полного уединения.

Разумеется, причина не в «неумении» архитекторов или строителей планировать помещения по-другому.

Причина в другом - в особом самоощущении человека, постоянно остававшегося на виду и не терпевшего от этого никаких моральных неудобств.

Коридорная планировка

Только со второй половины XIX века в Петербурге постепенно начинают появляться обособленные закрывающиеся покои, комнаты. Сначала это супружеские спальни и кабинеты, затем и другие личные комнаты. Индивиды начинают сильнее испытывать потребность в уединении.

С 1860-х годов в квартирах планируются коридоры, причем первоначально анфиладность сохраняется, а коридоры играют вспомогательную роль - ими пользуется прислуга. Так зародились (по современной жилищной терминологии) смежно-изолированные квартиры.

Постепенно коридорами начинали пользоваться все шире, иногда не используя межкомнатные двери.
В середине 1880-х годов стали строиться квартиры с изолированными комнатами.

Эрмитаж - один из крупнейших художественных музеев мира, экспозиция которого расположена в более чем 350 залах, расположенных в нескольких зданиях.
В его состав входят Большой (или Старый Эрмитаж), Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр. И это только основные здания.

Парадные интерьеры дворцов занимают особое место в планировке Эрмитажа.

Вид на Дворцовую площадь и Зимний дворец из-под арки главного штаба



Зимний дворец

В огромном комплексе зданий Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге, я хочу показать только одну из составляющих его архитектурного богатства.
Это анфилады и галереи залов.

Анфилада - это ряд находящихся друг за другом помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси. Анфиладное расположение комнат чаще всего встречается в постройках дворцового типа. Дом с анфиладой парадных залов, с гостеприимно открытыми дверями позволяет увидеть цепочку помещений, уходящих в перспективу. Во времена барокко и классицизма принцип анфиладного размещения парадных комнат или залов был главенствующим в планировке дома .

Примеров не счесть. Но в Эрмитаже, одном из главных и крупнейших музейных комплексов России, анфилады отличаются особым великолепием.


Зимний дворец со стороны Невы

Вот только несколько примеров этих парадных залов с расположенными по линеечке парадными дверями, которые придают огромный эффект всей планировке дворцов. Создается перспектива залов, как бы уходящих в беспредельные дали.


Большой Эрмитаж. Анфилада залов итальянского искусства


Большой Эрмитаж. Анфилада комнат и кабинетов


Лоджия Рафаэля. Помещение для копий фресок Рафаэля из Ватиканского дворца.
Галерея была открыта для обозрения в 1792 году. Архитектор Дж.Кваренги


Новый Эрмитаж. Верхний вестибюль и парадная лестница.
Залы Нового Эрмитажа открылись для посетителей в 1852 году. Окружающая лестницу галерея верхнего вестибюля украшена шестнадцать колоннами из финского гранита.


Новый Эрмитаж. Двадцатиколонный зал.
Двадцать колонн зала выполнены из сердобольского гранита. Потолок металлический с полихромной росписью. Пол - мозаичный, работы Петергофской фабрики.

На всех этих фотографиях присутствуют перспективы залов, расположенных в одну линию.
Или галереи и колонны в одном зале, так же уходящие в перспективу.

Подобный прием построения плана здания создает определенную иллюзию пространства.
Уходящие в перспективу анфилады, залы с колоннами и галереи кажутся значительно длиннее, чем это есть на самом деле.

Особенно интересен сам прием анфиладного построения помещений, композиционно связанных осью дверных проемов. Прием, получивший царственное начало в дворцах Петербурга, и затем подхваченный в сотнях дворянских домов по всей Российской империи. В обеих столицах, в губернских центрах, и в сотнях барских особняках по всей стране. В московских ампирных особняках тоже активно применяли анфиладу, даже состоящую всего из трех небольших комнат.
Но анфилады дворцов в Петербурге, созданные во времена барокко и классицизма - это масштабные произведения архитектуры, которые всегда будут поражать наше воображение.

Эта статья также доступна на следующих языках: Тайский

  • Next

    Огромное Вам СПАСИБО за очень полезную информацию в статье. Очень понятно все изложено. Чувствуется, что проделана большая работа по анализу работы магазина eBay

    • Спасибо вам и другим постоянным читателям моего блога. Без вас у меня не было бы достаточной мотивации, чтобы посвящать много времени ведению этого сайта. У меня мозги так устроены: люблю копнуть вглубь, систематизировать разрозненные данные, пробовать то, что раньше до меня никто не делал, либо не смотрел под таким углом зрения. Жаль, что только нашим соотечественникам из-за кризиса в России отнюдь не до шоппинга на eBay. Покупают на Алиэкспрессе из Китая, так как там в разы дешевле товары (часто в ущерб качеству). Но онлайн-аукционы eBay, Amazon, ETSY легко дадут китайцам фору по ассортименту брендовых вещей, винтажных вещей, ручной работы и разных этнических товаров.

      • Next

        В ваших статьях ценно именно ваше личное отношение и анализ темы. Вы этот блог не бросайте, я сюда часто заглядываю. Нас таких много должно быть. Мне на эл. почту пришло недавно предложение о том, что научат торговать на Амазоне и eBay. И я вспомнила про ваши подробные статьи об этих торг. площ. Перечитала все заново и сделала вывод, что курсы- это лохотрон. Сама на eBay еще ничего не покупала. Я не из России , а из Казахстана (г. Алматы). Но нам тоже лишних трат пока не надо. Желаю вам удачи и берегите себя в азиатских краях.

  • Еще приятно, что попытки eBay по руссификации интерфейса для пользователей из России и стран СНГ, начали приносить плоды. Ведь подавляющая часть граждан стран бывшего СССР не сильна познаниями иностранных языков. Английский язык знают не более 5% населения. Среди молодежи — побольше. Поэтому хотя бы интерфейс на русском языке — это большая помощь для онлайн-шоппинга на этой торговой площадке. Ебей не пошел по пути китайского собрата Алиэкспресс, где совершается машинный (очень корявый и непонятный, местами вызывающий смех) перевод описания товаров. Надеюсь, что на более продвинутом этапе развития искусственного интеллекта станет реальностью качественный машинный перевод с любого языка на любой за считанные доли секунды. Пока имеем вот что (профиль одного из продавцов на ебей с русским интерфейсом, но англоязычным описанием):
    https://uploads.disquscdn.com/images/7a52c9a89108b922159a4fad35de0ab0bee0c8804b9731f56d8a1dc659655d60.png